Уличное освещение как система впервые появилось в столице Голландии в конце XVII века. Тогда же было подсмотрено Петром I и, как многие другие полезные вещи, внедрено в Санкт-Петербурге. В дальнейшем на протяжении сотен лет уличное освещение выполняло лишь строго утилитарную функцию — обеспечивало возможность для перемещения и ориентирования в ночное время в городе. И только в двадцатые годы прошлого столетия, благодаря массовому использованию электричества, началось освещение фасадов зданий с эстетическими целями. Возникло целое направление в архитектурном дизайне — архитектурное освещение. Задачей специалистов в этой сфере стала разработка таких систем подсветки зданий, которые бы выделяли их из общей массы и подчеркивали красоту и уникальность архитектуры.
Как начиналось
Местом, где по общему признанию зародилось и начало свое распространение по миру архитектурное освещение, стал Манхеттен. Самый дорогой район Нью-Йорка в 20-х годах активно застраивался небоскребами, которые активно соперничали друг с другом: высотой, архитектурными решениями и т. п. Идея подсветить здания-гиганты ночью распространилась мгновенно. И уже в 1925 году американские газеты восторженно писали о том, что ночной Манхеттен — это «новый город света и цвета».
Из Америки идеи «архитектуры света» распространились по всему свету, в том числе пришли в Европу. Но европейцы проявили себя более сдержанными и консервативными, предпочитая использовать в ночном освещении городских зданий и сооружений более строгий подход.
В наши дни специалистов, работающих в этой сфере, объединяет Международная ассоциация дизайнеров освещения (ILAD), созданная в 1969 г.
Виды освещения
Основными видами архитектурной подсветки, применяемой в наши дни, являются следующие.
Общее заливающее
Освещается здание целиком. Цель этого приема — выделение определенного здания из общего ряда, чтобы дать возможность рассмотреть его подробнее. Применяется для расположенных отдельно, как правило, исторических, культурных и статусных объектов. Подсвечивают здание с помощью прожекторов, которые устанавливаются на некотором (предварительно рассчитанном) расстоянии.
Не рекомендуется применять этот вид освещения для подсветки жилых домов, гостиниц и иных объектов, в которых находятся люди. Поскольку свет прожекторов, проникая сквозь окна, будет им мешать.
Локально-зональное
В этом случае освещают лишь отдельные элементы здания: козырьки, колонны, оконные проемы и т. п. Чтобы композиция из отдельных освещенных деталей здания выглядела гармонично, над проектом должен поработать хороший специалист. Зато на выходе можно получить настоящий шедевр архитектуры света.
Способ наиболее универсальный и применяется независимо от архитектурного стиля и месторасположения строений. Является малозатратным (не требует много электричества и дорогостоящего оборудования).
Для подсветки используются настенные, средне- и маломощные светильники, а также люминесцентные или светодиодные осветительные приборы линейного типа.
Фоновое/силуэтное освещение
При этом виде освещения ярко подсвечивают задний план, при этом сам объект предстаёт перед зрителем в виде темного силуэта. Выглядит очень стильно. Обычно применяется для архитектурной подсветки зданий с колоннами (театров, дворцов, усадеб).
Для реализации используют мощные заливающие прожекторы.
Контурное
Этот вид архитектурного освещения фасадов зданий появился сравнительно недавно, после появления новых осветительных технологий. При его использовании светом выделяются только контуры здания. Метод контурного освещения делает акцент на геометрию и архитектурные формы объекта. Получил широкое распространение при освещении частных домов, разнообразных коммерческих объектов, мостов. Характеризуется низкими затратами.
Для реализации используются линейные светильники:
- гибкий неон;
- дюралайт;
- светодиодные ленты.
При освещении зданий с большими стеклянными фасадами могут применяться и люминесцентные линейные светильники, размещаемые внутри здания.
Световые фасады
Применяются в зданиях с полным остеклением. Световое оборудование различной мощности размещается внутри строения. Световые потоки (как статические, так и динамические), преломляясь при прохождении стекла, создают уникальные по своей необычности эффекты.
Для создания этого вида художественного света используют неоновые и светодиодные светильники, а также динамические прожекторы.
Динамическое
Освещение здания, реализуемое при применении этого метода, не является статичным, а постоянно меняет свою интенсивность (яркость) и цвет. Это достигается благодаря использованию специального оборудования: прожекторов полного движения, светодиодных линейных и точечных светильников, а также приборов автоматизации.
Оборудование для архитектурного освещения
Декоративное освещение зданий осуществляется оборудованием, которое, как правило, работает в условиях неблагоприятного воздействия на него внешней среды. В связи с этим все приборы должны иметь пыле- и влагозащиту уровня не менее IP65. Это обеспечит не только их надежную работу вне помещения, но и безопасность обслуживающего персонала.
По способу создания света оборудование делится на ламповое (обычные лампы накаливания, галогенные, ртутные, ксеноновые и т. п.) и светодиодное. Последнее становится все более распространенным, благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам (экономичности и сроку службы) и безопасности использования.
В настоящее время в РФ работает несколько десятков производителей LED-светильников для архитектурной подсветки. Благодаря этому цены на данные устройства весьма доступны.
По форме светового потока приборы делятся на точечные и линейные. По мощности — на светильники малой, средней и высокой мощности (световые пушки).
Оборудование этого типа в основном зарубежного производства.