Особенности различных видов освещения зданий

Уличное освещение как система впервые появилось в столице Голландии в конце XVII века. Тогда же было подсмотрено Петром I и, как многие другие полезные вещи, внедрено в Санкт-Петербурге. В дальнейшем на протяжении сотен лет уличное освещение выполняло лишь строго утилитарную функцию — обеспечивало возможность для перемещения и ориентирования в ночное время в городе. И только в двадцатые годы прошлого столетия, благодаря массовому использованию электричества, началось освещение фасадов зданий с эстетическими целями. Возникло целое направление в архитектурном дизайне — архитектурное освещение. Задачей специалистов в этой сфере стала разработка таких систем подсветки зданий, которые бы выделяли их из общей массы и подчеркивали красоту и уникальность архитектуры.

Как начиналось

Местом, где по общему признанию зародилось и начало свое распространение по миру архитектурное освещение, стал Манхеттен. Самый дорогой район Нью-Йорка в 20-х годах активно застраивался небоскребами, которые активно соперничали друг с другом: высотой, архитектурными решениями и т. п. Идея подсветить здания-гиганты ночью распространилась мгновенно. И уже в 1925 году американские газеты восторженно писали о том, что ночной Манхеттен — это «новый город света и цвета».

Архитектурная подсветка здания

Из Америки идеи «архитектуры света» распространились по всему свету, в том числе пришли в Европу. Но европейцы проявили себя более сдержанными и консервативными, предпочитая использовать в ночном освещении городских зданий и сооружений более строгий подход.

Мнение эксперта
Иван Зайцев
Специалист по освещению, консультант в отделе строительных материалов крупной сети магазинов
Задать вопрос эксперту
Первая научная публикация по новому направлению в архитектуре датируется 1930 годом. Была опубликована совместно известными американскими архитекторами и сотрудниками General Electric (крупнейшего производителя электрооборудования). В статье в основном рассматривались вопросы подсветки именно небоскребов. Ответ на них требовал не только художественных, но и технических решений. Были разработаны основные дизайнерские подходы к способам и видам светового дизайна, а также требования к проектам и световому оборудованию.

В наши дни специалистов, работающих в этой сфере, объединяет Международная ассоциация дизайнеров освещения (ILAD), созданная в 1969 г.

Виды освещения

Основными видами архитектурной подсветки, применяемой в наши дни, являются следующие.

Общее заливающее

Освещается здание целиком. Цель этого приема — выделение определенного здания из общего ряда, чтобы дать возможность рассмотреть его подробнее. Применяется для расположенных отдельно, как правило, исторических, культурных и статусных объектов. Подсвечивают здание с помощью прожекторов, которые устанавливаются на некотором (предварительно рассчитанном) расстоянии.

Не рекомендуется применять этот вид освещения для подсветки жилых домов, гостиниц и иных объектов, в которых находятся люди. Поскольку свет прожекторов, проникая сквозь окна, будет им мешать.

Общее заливающее

Локально-зональное

В этом случае освещают лишь отдельные элементы здания: козырьки, колонны, оконные проемы и т. п. Чтобы композиция из отдельных освещенных деталей здания выглядела гармонично, над проектом должен поработать хороший специалист. Зато на выходе можно получить настоящий шедевр архитектуры света.

Способ наиболее универсальный и применяется независимо от архитектурного стиля и месторасположения строений. Является малозатратным (не требует много электричества и дорогостоящего оборудования).

Локально-зональное освещение

Для подсветки используются настенные, средне- и маломощные светильники, а также люминесцентные или светодиодные осветительные приборы линейного типа.

Фоновое/силуэтное освещение

При этом виде освещения ярко подсвечивают задний план, при этом сам объект предстаёт перед зрителем в виде темного силуэта. Выглядит очень стильно. Обычно применяется для архитектурной подсветки зданий с колоннами (театров, дворцов, усадеб).

Для реализации используют мощные заливающие прожекторы.

Фоновое освещение

Контурное

Этот вид архитектурного освещения фасадов зданий появился сравнительно недавно, после появления новых осветительных технологий. При его использовании светом выделяются только контуры здания. Метод контурного освещения делает акцент на геометрию и архитектурные формы объекта. Получил широкое распространение при освещении частных домов, разнообразных коммерческих объектов, мостов. Характеризуется низкими затратами.

Для реализации используются линейные светильники:

  • гибкий неон;
  • дюралайт;
  • светодиодные ленты.

Пример контурного освещения

При освещении зданий с большими стеклянными фасадами могут применяться и люминесцентные линейные светильники, размещаемые внутри здания.

Световые фасады

Применяются в зданиях с полным остеклением. Световое оборудование различной мощности размещается внутри строения. Световые потоки (как статические, так и динамические), преломляясь при прохождении стекла, создают уникальные по своей необычности эффекты.

Световой фасад

Для создания этого вида художественного света используют неоновые и светодиодные светильники, а также динамические прожекторы.

Динамическое

Освещение здания, реализуемое при применении этого метода, не является статичным, а постоянно меняет свою интенсивность (яркость) и цвет. Это достигается благодаря использованию специального оборудования: прожекторов полного движения, светодиодных линейных и точечных светильников, а также приборов автоматизации.

Динамическое освещение

Оборудование для архитектурного освещения

Декоративное освещение зданий осуществляется оборудованием, которое, как правило, работает в условиях неблагоприятного воздействия на него внешней среды. В связи с этим все приборы должны иметь пыле- и влагозащиту уровня не менее IP65. Это обеспечит не только их надежную работу вне помещения, но и безопасность обслуживающего персонала.

https://www.youtube.com/watch?v=vA75Z9T5Q24

По способу создания света оборудование делится на ламповое (обычные лампы накаливания, галогенные, ртутные, ксеноновые и т. п.) и светодиодное. Последнее становится все более распространенным, благодаря своим высоким эксплуатационным характеристикам (экономичности и сроку службы) и безопасности использования.

В настоящее время в РФ работает несколько десятков производителей LED-светильников для архитектурной подсветки. Благодаря этому цены на данные устройства весьма доступны.

По форме светового потока приборы делятся на точечные и линейные. По мощности — на светильники малой, средней и высокой мощности (световые пушки).

Мнение эксперта
Иван Зайцев
Специалист по освещению, консультант в отделе строительных материалов крупной сети магазинов
Задать вопрос эксперту
Кроме того, оборудование для архитектурного света может быть статическим и динамическим. Цветодинамическое оборудование, помимо архитектурной подсветки, активно применяется в световых шоу (концерты, дискотеки и т. п.). Это так называемые динамические головы и приборы заливного света. Они способны создавать мощные световые лучи различной цветовой гаммы, меняющие свою форму и яркость в зависимости от заложенной в них программы.

Оборудование этого типа в основном зарубежного производства.

Оцените статью
О светильниках
Добавить комментарий