На сегодняшний день уличное освещение является достаточно разнообразным, многофункциональным, если сравнивать с подсветкой помещений жилых домов, нежилых зданий. Чтобы организовать качественную систему освещения автомобильных дорог необходимо знать соответствующие требования, стандарты, без которых весь перечень критериев, влияющих на внешнее освещение, оценить просто невозможно.
Подсветка автомобильных дорог представляет особое значение в наружном освещении, так от его эффективности зависит безопасность перемещения транспортных средств, а главное жизнь, здоровье водителей и их пассажиров. Поэтому к такому светотехническому оборудованию предъявляются особые требования, ГОСТы.
Важно! Освещение автомагистралей, городских автодорог является важнейшим элементом уличного освещения.
Особенности дорожных осветительных систем
Подсветка дорожного полотна любого населенного пункта – это одна из основных задач местных властей, так как некачественное освещение дорог является первостепенной причиной автомобильных аварий и гибели людей.
Важно понимать! Качественная подсветка проезжей части – это безопасность всех участников дорожного движения, как автомобилей, так и пешеходов.
Проблемы в данном секторе – некачественная организация осветительной системы или полное ее отсутствие в населенных пунктах приводит к опасным ситуациям не только на проезжей части, но и на тротуарах. Как правило, подобные случаи заканчиваются довольно часто трагически.
Поэтому к городскому уличному освещению определены жесткие стандарты и требования, прописанные в СанПин, СНиП. Требования ГОСТов должны соблюдаться непреклонно при проектировании осветительных систем автодорог в НП. СНиП определены жесточайшие требования, гарантирующие эффективное освещение дорог, тротуаров в городах, прочих НП.
Основные задачи освещения городских дорог, автомагистралей, проходящих через населенные пункты:
- формирование безопасных условий для участников дорожного движения;
- качественная подсветка автомагистралей в темное время суток;
- осветительное оборудование, устанавливаемое вдоль дорог, должно отличаться достаточной степенью интенсивности светового потока, чтобы водители транспортных средств даже в темное время суток могли без труда рассмотреть не только движущийся на встречу автомобиль, но и пешеходов или велосипедистов на обочине.
Чтобы подсветка городских автодорог, автомагистралей, проходящих через НП, была эффективной, перед ее организацией осуществляются расчет необходимого оборудования, составляется смета.
Основные критерии, которые учитываются при проектировании наружного освещения:
- ГОСТ для светотехнического оборудования. Все осветительные устройства, для которых в качестве источников света используются люминесцентные, галогенные, светодиодные лампы обязаны отвечать установленным стандартам;
- Требования, нормы СНиП относительно интенсивности потока света;
- Мощность люминесцентных, галогенных, светодиодных ламп, используемых на уличных осветительных фонарях.
Важно! При проектировании наружной системы освещения большее внимание уделяется не конструкции самих уличных фонарей, а используемым на них световым источникам. Они должны равномерно и качественно освещать определенную часть полотна автодороги, при этом, исключая ослепление участников дорожного движения.
Требования к освещению автодорог
Стандарты, ГОСТ должны учитываться при проектировании, составлении сметы на осветительное оборудование для городских дорог и автомобильных магистралей, проходящих через населенные пункты. Все это подробно прописано в технической документации СНиП. При этом больше внимание нужно уделять стандартизации СНиП. В данном документе четко регламентируются нормы для конкретных случаев.
В СНиП прописана требуемая освещенность дорожного полотна, предоставляющая возможность участникам дорожного движения своевременно сориентироваться в определенной дорожной обстановке.
Для участков дорог, проходящих через НП нужно рассчитать горизонтальную освещенность:
- для автодорог, тротуаров местного назначения, отличающихся переходным видом покрытия, горизонтальная освещенность составляет порядка 4Лм/м2;
- для автомагистралей, тротуаров районного назначения – порядка 6Лм/м2;
- для прочих дорожных покрытий, например, проходящих возле дворов НП – порядка 2Лм/м2.
К сведению! Расценки на уличные фонари в зависимости от используемых на них источников света, их мощности могут существенно отличаться.
Выше приведенные нормы СНиП гарантируют водителю то, что он сможет прекрасно различать ТС, движущиеся по автомагистрали на достаточно удаленном расстоянии, а также закругления, неровности дорожного полотна.
Важно! Неровности, ямы, прочие изъяны дорожного полотна – это одна из основных причин ДТП.
Освещение автомобильных дорог также не должно быть очень ярким, так как такой свет может неожиданно ослепить участников автодорожного движения, создать аварийную обстановку на дороге. Установленные стандарты, ГОСТ предоставляют возможность в каждом конкретном случае организовать оптимальную степень освещенности. Поток света не должен быть, как чрезмерно низким, так и ярким. Нормы СНиП и были специально разработаны для организации оптимального уличного освещения.
Рекомендации специалистов
При создании автомагистральной системы освещения светотехническое оборудование необходимо размещать на конкретных участках.
Параметры, от которых зависит размещение и количество точек световых источников:
- назначение дорог – проселочная, автомобильная магистраль, городская дорого, улица, пр.;
- характеристики автодорожного полотна;
- категория НП, через который проходит автомагистраль – мегаполис, ПГТ, село и пр.
Зависимо от участка дороги будут отличаться и устанавливаемые осветительные приборы:
- для второстепенных автомобильных дорог применяются уличные фонари, мощность источников света находится в пределах 70-250 Вт;
- для автомагистралей с несколькими полосами движения авто в одном направлении мощность светильников должна составлять от 250 до 400 Вт.
Важно! Независимо от ширины дорожного полотна главные автодороги должны всегда обустраиваться лучшей системой освещения, так как на них предполагается движение транспортных средств на высоких скоростях, соответственно значительно повышается риск возникновения ДТП.
Заключение
К проектированию осветительных систем для автомобильных магистралей, городских и проселочных дорог необходимо подходить с особенной ответственностью. От качественного и эффективного освещения будут зависеть жизни и здоровье участников дорожного движения. Поэтому необходимо неукоснительно придерживаться действующих ГОСТов, регламентирующих организацию освещения автодорог разного предназначения. Только в таком случае можно минимизировать риски ДТП, сохранить жизнь, здоровье водителям ТС и их пассажирам.