Большие помещения, такие как торговые, выставочные, спортивные залы, требуют правильной организации подсветки. Ведь осветительные приборы здесь выполняют не только свою прямую функцию — освещать пространство, — но и способствуют дополнительным целям, таким как привлечение покупателей, обеспечение высокой работоспособности, декорирование. Рассмотрим, как правильно организовать освещение в большом зале.
Спортивные залы
Прежде чем заниматься организацией подсветки спортивного и тренажерного зала, необходимо ознакомиться с санитарными требованиями, которые регламентированы ГОСТом и СНиПом. Нормы отличаются в зависимости от вида деятельности и соревнований, проводимых в спортзале. Нормы освещённости для некоторых видов спорта представлены ниже:
- футбол, баскетбол, волейбол — от 300 Лк;
- гимнастика, борьба — от 200 Лк;
- тяжёлая и лёгкая атлетика — от 150 Лк;
- занятия в тренажёрном зале и учебные занятия — от 200 Лк.
К осветительным приборам, установленным в спортзале, выдвигаются следующие требования:
- необходима защита от попадания мяча или спортивного снаряда — лампы накрывают металлическим кожухом, так колба не разобьётся при прямом попадании мяча;
- свет должен быть мягким и рассеянным — прямые световые лучи слепят глаза и могут помешать проведению соревнований;
- бестеневое освещение — тени искажают пространство и создают зрительные иллюзии, что может повлиять на исход соревнований;
- равномерная подсветка — все углы должны быть одинаково освещены, если требуется, ставят дополнительные светильники;
- низкий коэффициент пульсации;
- цветовая температура, которая будет обеспечивать высокую работоспособность спортсменов и повышать настроение.
Освещение спортивных залов организуется с помощью различных видов осветительных приборов:
- подвесные лампы:
- прожекторы;
- светильники на штангах;
- споты;
- настенные светильники.
При выборе светотехники необходимо обратить внимание на то, чтобы была возможность регулировать направление прожектора или длину подвеса.
Не стоит забывать о зрителях. Зрительные ряды тоже должны хорошо подсвечиваться, допускается использование декоративной подсветки, если она не мешает спортсменам.
Торговые залы
При организации подсветки торговых залов каждый элемент подчиняется законам маркетинга — выкладка товара, цветовое оформление, освещение. Грамотно организованная подсветка должна вызывать у покупателя желание зайти в магазин, обратить внимание на товар и купить его. В то время как неправильно подобранный свет способен отпугнуть посетителей.
Кроме основного потолочного освещения, большое внимание уделяется точечной, локальной подсветке. С помощью направленного луча света можно акцентировать внимание на определённой вещи, подчеркнуть её достоинства, представить в выгодном свете и вызвать желание её приобрести.
Освещение торговых залов осуществляется с помощью следующих приборов:
- потолочные люстры;
- встроенные точечные светильники;
- споты;
- прожекторы;
- лампы на штангах;
- декоративные ленты;
- шинные лампы;
- шарнирные светильники.
Зал всегда делится на несколько зон, освещение в каждой из них должно отличаться так же, как отличаются целевые назначения этих зон:
- непосредственно торговое помещение;
- стенды;
- витрины;
- примерочные;
- кассы.
Нормы освещённости согласно СНиПу:
- основная подсветка (торговый зал, проходы между прилавками, залы самообслуживания) — от 300 Лк;
- локальное освещение (кассы, открытые прилавки) — от 500 Лк;
- акцентирующая подсветка (стенды, витрины, манекены) — 1 000—2 500 Лк.
При выборе осветительных приборов следует помнить о следующих требованиях:
- безопасность — некоторые виды товаров являются легковоспламеняемыми, поэтому необходимо позаботиться о пожарной безопасности и выбрать приборы, которые не греются, например светодиоды;
- возможность регулирования яркости — изменяя освещённость, можно добиться более выгодного света для представления товара;
- дистанционное управление;
- возможность изменять направление светового потока — при перестановке в зале легко будет перенаправить световой поток, поэтому лучше всего для подсветки использовать споты, прожекторы или светильники на штангах.
От правильно организованного света зависит уровень продаж. Некоторые бренды узнаются по цветам, и именно эти оттенки используются в подсветке, повышая узнаваемость бренда.
Сцены и актовые залы
Сценическое освещение является неотъемлемым элементом самого представления. Оно несёт в себе смысловые акценты наравне со звуком и музыкой. Поэтому освещение сцены концертного или актового зала следует организовывать наиболее тщательно.
Для подсветки используются следующие осветительные приборы:
- прожекторы;
- софиты;
- подвесные люстры;
- споты;
- встроенные лампы.
Очень важно, чтобы каждый светильник имел возможность дистанционного управления и регулировки яркости. Также необходимо иметь возможность регулировать направление светового потока, изменяя положение прожекторов.
Для освещения сцены часто используют цветные прожекторы. Изменяя цветовую гамму, можно создавать атмосферу таинственности, печали, страха, романтичности — в зависимости от происходящего на сцене.
Грамотно организованная подсветка выполняет одновременно несколько ролей. От того, насколько комфортным будет свет, могут зависеть исход соревнований, продажи магазинов или успех театральной постановки.